Тематические статьи, рекомендации и советы.
- Структура
- архитектурной
композиции
Объемно-пространственная структура архитектурной композиции.
Рассмотрим основные положения отдельных категорий (элементов) композиции
и ее основного закона. Объемно-пространственная структура является основой
всякой архитектурной композиции. Ее характер определяется в первую очередь
назначением и местом расположения здания.
Производственные здания состоят из ряда крупных или единого помещения.
предназначенных для расстановки оборудования. Но вместе с тем для каждого из
типов зданий нет одного неизменного для всех случаев приема
объемно-пространственной композиции, так как выбор последней находится во
взаимосвязи со многими обстоятельствами: влиянием законов общественного
развития, требованиями среды (климат, рельеф, архитектурное окружение),
развитием строительной техники, экономикой.
Архитектурная практика выработала многочисленные приемы построения
объемно-пространственной структуры зданий. В любой из построек
вертикальная планировка пространства имеет свои особенности.
Пространство городского жилого дома строится из ячеек-квартир, повторяющихся
по горизонтали и вертикали. В основе пространственного строения зрелищных
зданий (театров, кинотеатров и пр.) лежит крупное пространство зрительного
зала с окружающими его второстепенными помещениями.
Таким образом, конструктивная система, под которой имеется в виду
общность несущих и несомых элементов – стен, колонн, перекрытий, составляет
основу зданий.
Однако такая постройка сама по себе еще не является произведением
архитектурного искусства. Только артистически осознанная и пластически
спроектированная, она обретает свою архитектурную форму. В
объемно-пространственной композиции закладываются основы всех средств
композиции: тектоническая выразительность. соотношение частей и целого,
пропорции, масштабность и т. д.
Тектонике в общем смысле этого слова означает «структура», «строение». В
архитектуре это понятие приобретает специфический смысл. Всякий
архитектурный замысел осуществляется определенными техническими средствами.
Каждое здание обретает тот или иной стиль и становится материальной
действительностью только в конструкции.
|